Война с наркотиками не удалась, и все больше и больше стран понимают это. Кажется, законодательство Филиппин движется к легализации марихуаны в медицинских целях. Это, естественно, вызвало дискуссию, и церковь стала участвовать, как вы можете прочитать здесь. Глава Конференции католических епископов Филиппин, архиепископ Сократ Вильегас, сделал несколько твердых и четких заявлений по этому вопросу, которые проводятся в докладе, и со всеми ними я согласен.Но есть одна или две вещи, которые можно было бы сказать в дополнение к тому, что архиепископ сказал.
Прежде всего, вероятно, в настоящее время не кажется никому особенно спорным, что неизлечимо больные может прибегнуть к марихуане, если их врачи считают, что это может иметь положительный эффект. У меня нет специальных медицинских знаний, но здравый смысл подсказывает, что если кто-то умирает от рака, то ему должно быть позволено пить алкоголь и курить табак, если это сделает его счастливым. По общим правилам, что хорошо для вас и что нет, как правило, обуславливается фактором риска смерти. Тем не менее, я сомневаюсь, что марихуана имеет какие-либо действительно медицинские эффекты, помимо того, что она делает пациента расслабленым и счастливым. Я не поддержал бы тех, кто может думать, что запрет марихуаны лишает человечество важного лекарства.
Архиепископ отмечает два важных этических момента:
"Злоупотребление психоактивными веществами и наркотическая зависимость это плохо, и любые меры, которые делают легко досягаемыми вещества, ведущие к зависимости и злоупотреблению аморальны”.
"Корни наркомании и токсикомании не могут быть устранены только путем задействования правоохранительных органов и тюремной системы. Имеются общественные и социальные причины, и им должно быть уделено внимание".
Многие моральные утверждения могут показаться очевидными, но, учитывая, что наше моральное чувство притуплено и наш моральные воззрения хрупки, полезно рассмотреть эти два заявления поглубже.
Да, злоупотребление наркотиками это очень и очень плохо. Из-за наркомании огромное количество людей сами себя уничтожили, семьи были разрушены, и целые народы, а также защищавшие их частные армии, были разорены в результате незаконного производства и торговли наркотиками. Наркомания вызывает, пожалуй, больше страданий, чем что-нибудь еще, кроме войны. Для тех, кто стоит перед соблазном принимать наркотики, я говорю, пожалуйста, не делайте этого. Меня неотступно преследуют похороны, которые я организовывал для молодых людей, которые уничтожили себя наркотиками и оставили после себя горюющих родителей.
Очевидно, что поощрение наркомании в любом случае аморально. Идея запрета может показаться наполненной здравым смыслом и может звучать как мелодия одобрения нынешней ситуации во многих странах. Но, как следует из второго этического принципа, сформулированного архиепископом, это вовсе не так.
Правовые методы, отправка людей в тюрьмы, не является достаточным инструментом для борьбы с наркоманией, утверждает архиепископ. Опять же, кто против? Наркоманы нуждаются в лечении, и общины, где наркомания процветает, нуждаются в срочном социальном вмешательстве. Конечно, здесь у нас есть проблемы. Шанс излечения наркоманов неутешительно низок, а что касается решения социальных проблем, порождающих наркоманию, мы тут тоже, кажется, не на высоте. Но вот о чем мы должны спросить сами себя: карательная политика не усугубляет ли проблему?
Если бы злоупотребление наркотиками было относительно редким явлением, то возможно закон, применяемый в настоящее время, мог бы сработать. Но, учитывая широко распространенный характер проблемы - в полиции, как правило, говорят, что большинство их работы связанно с наркотиками - учитывая тот простой факт, что мы не в состоянии обуздать проблему, и что наркотики находятся в свободном доступе во всех наших тюрьмах, может было бы хорошей идеей, чтобы рассмотреть вопрос, можем ли мы применить в борьбе с наркотиками какой-то другой способ с большим успехом?
Мы воевали против наркотиков, и мы потерпели поражение. Мы должны попробовать что-то еще. Придерживаться текущей политики кажется контрпродуктивным. Легализация, госрегулирование оборота и налогообложение запрещенных ныне наркотиков (это дало бы им такой же статус, как у алкоголя и сигарет) могли бы, по иронии судьбы, сделать наркотики менее доступными и менее широко злоупотребляемыми, чем в настоящее время.
Обычно критика направила на тех из нас, кто хочет видеть наркотики легализованными, регулируемыми государством, обложенными налогами, а именно, на то, что мы так или иначе не возражаем против “свободного доступа к наркотикам”. Как будто они и так уже не в свободном доступе! Но верно и обратное. Если торговля наркотиками будет изъята из рук криминалитета, потребление наркотиков будет падать, имеется много исследований, которые доказывают это.
Но вернемся к тому, что находится в стадии обсуждения на Филиппинах, а именно, к легализации марихуаны в медицинских целях. Некоторые могут не пожелать признать, но это троянский конь, внедренный в законодательство, своего рода предвестник больших перемен. Несколько стран и несколько американских штатов уже легализовали или декриминализовали (что не одно и то же) марихуану. Несмотря на это, небо не упало. На самом деле наоборот, это дало позитивные результаты.
После легализации марихуаны, ясно что будет и следующий шаг, как только этот прецедент подтвердит аргументы в пользу легализации. Медленно мы движемся к другому подходу к вредным немедицинским наркотикам вообще. Это лишь вопрос времени.