Если дела не связаны, то единственное, как можно можно использовать его участие в качестве понятого - попытаться его поймать на вранье и, таким образом, дискредитировать "презумпцию полицейской правдивости" и поставить под сомнение какие-либо его показания, которые отрицаются обвиняемым.
Техника допроса такая: отвлекая от цели, запутать различными вопросами, в том числе, общеправового свойства, на которые он будет давать прогнозируемые ответы. Среди вопросов расставить две ловушки - по поводу дозволенности участия опера в качестве понятого и затем по поводу его участия в качестве пятого.
Допустим, сначала ставьте вопросы так, чтобы он решил, будто вы ошибочно полагаете, что многократно участвовать в качестве закупщика/свидетеля запрещено. Например, в обоснование своей позиции, сошлитесь на запрет, прописанный в ст 60 УПК, применяя аналогию, перенесите запрет на участие в качестве свидетеля. Цель - спровоцировать его на эмоционально окрашенное разъяснение ошибочности ваших суждений о наличии параллелей между статусами свидетеля и понятого. Если получится напялить на него лавры победителя в этом споре, будет очень хорошо, он потеряет бдительность и к тому же психологически отрежет себе пути к смене позиции. К тому же, чем выше он поднимется на Олим безгрешности и искренности, тем непригляднее будет выглядеть после уличения во вранье.
То есть, его нужно вывести на точку, где он категорически утверждает, что свидетелем ему быть можно, а понятым нельзя, противозаконно. Тут вы его поспрашиваете, совершал ли он противозаконные действия при расследовании вашего дела, потом перейдете к общему - противозаконным действиям вообще - допускает ли он их при выполнении служебных обязанностей. Он наверняка будет терять терпение. Суд, если он не дурак, поймет, что вы ведете какую-то игру, а если дурак, то тоже начнет терять терпение. В любом случае, суд попытается ваши пространные расспросы прекратить. Для того, чтобы этого не произошло, перемежайте сценарий вопросами прикладного характера (той же тематики, но имеющие целью выяснение фактических обстоятельств).
После того как он заявит, что не совершает противозаконных действий, еще раз уточните, является ли противозаконным действием многократное участие в качестве закупщик/свидетеля. Потом сразу - а понятым? Потом: "Кто-нибудь из ваших сотрудников участвовал в деле в качестве понятого? Личности понятых устанавливались? Как можно проверить, что они не являются операми? Вы лично участвовали в данном деле в качестве понятого? Вы вообще когда-нибудь, будучи оперативным сотрудником, принимали участие в качестве понятого, допустим, скрыв от следователя свою должность, то есть введя в заблуждение?"
Если он ответит отрицательно, спросите его, понимает ли он, что несет ответственность за дачу ложных показаний. Сделайте заявление о том, что он участвовал в таком-то деле в качестве понятого, по всей видимости, введя следствие и суд в заблуждение И ходатайствуйте (письменно!) перед судом о запросе из суда, где проходил тот процесс, копии протоколов, из которых следуют нужные сведения.
После этого предложите (письменное ходатайство, с отражением важных вех только что произошедшего допроса - вам нужны следы, ПСЗ может исказить суть) прервать допрос свидетеля до получения ответа из суда, поскольку вам важно понимать насколько правдив свидетель перед судом, то есть можно ли его показаниям доверять.
Конечно, жизнь может внести коррективы, но тут посоветовать что-нибудь сложно. Главное, прочувствовать допрашиваемого.